Синельников Николай Николаевич

Русский советский режиссёр, актёр, театр. деятель.

Народный артист РСФСР (1934).

Мой прапрадед родился в Харькове 12 февраля 1855 г. в семье учителя. Театральную деятельность начал в 1873 г. в хоре харьковского театра Н.Н. Дюкова, 4 января 1874 г. исполнил первую драматическую роль – лакея Мишки в водевиле Ленского «Простушка и воспитанная». Сезон 1876-1877 гг. провел в театре Житомира (антреприза Андреева-Биязи), где впервые играл Пикилло («Птички певчие» Ж.Оффенбаха) – впоследствии сыграл эту роль более 200 раз в различных городах.
Николай имел незаурядное музыкальное дарование, мягкий красивый тенор, в его репертуаре было до 40 ролей в оперетках (выступал в них до 1888 г.), в том числе Питу («Дочь мадам Анго» Ш. Лекока); Парис («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха). В театре города Николаева в сезон 1877-1878 гг. молодой артист занял амплуа премьера в оперетте и молодого комика в драме.
После этого два сезона он играл в Ставрополе (1878-1880). Здесь-то Н.Н.Синельников начал свои первые опыты в области режиссуры, приведшие его впоследствии к славе выдающегося режиссера русского театра. Возвратившаяся из поездки в Москву прима ставропольского театра К.О. Лукашевич привезла только что вышедшую и показанную в Москве и Петербурге новую пьесу А.Н. Островского «Последняя жертва». Замечательное произведение великого драматурга увлекло труппу, и Николай взялся за эту постановку. Уже в этой, одной из первых режиссерских работ Синельникова сказалось его тяготение к новому реалистическому искусству, к поискам на сцене жизненной правды. Многих зрителей поразил очень простой, естественный тон исполнителей, удивляло, что монологи актеры произносили, не обращаясь в зрительный зал, а адресуясь к партнерам. И, наконец, было совершенно необычным то, что на сцене появилась как бы четвертая стена, а потому актеры порой оказывались спиной к зрителям, что в старом театре считалось совершенно недоступным. Раньше актер, даже при уходе со сцены, не имел права показывать зрителям спину, а потому уходы допускались только в боковые кулисы. Но сила реалистического искусства перебороло укоренившиеся условности, и синельниковский спектакль «Последняя жертва» имел большой успех.
Начиная с 1880 г. Николай Николаевич постепенно отходит от актерской работы, большую часть времени уделяя режиссуре и организации театрального дела. В 1886 г. вместе с М.М. Бородаем он организовывает актерское товарищество (Воронеж, затем Харьков); в 1889-1891 гг. работает в Москве в частных театрах Е.Н. Горевой и М.М. Абрамовой; в 1891-1894 гг. возглавляет товарищество на паях в Новочеркасске, где под его руководством впервые выступила на профессиональной сцене В.Ф. Комиссаржевская, чей дебют состоялся 19 сентября 1893 г. в роли Альмы («Честь» Г. Зудермана).

Постановки Синельниковым «Горя от ума» Грибоедова, «Плодов просвещения» Л.Н. Толстого (впервые в провинции) выделялись на фоне обычных спектаклей провинциального театра крепким ансамблем и ярким воплощением образов. Николай Николаевич привлекал в свою труппу талантливых артистов, стремился к стабильности коллектива, старался создать творческую атмосферу на репетициях, регулярно давал бесплатные представления для учащихся и понедельничные спектакли по общедоступным ценам; ввел ряд революционных для провинциального театра новшеств: удлинил репетиционные сроки, отменил музыкальные антракты, упорядочил рекламу, стал перечислять актеров на афише по алфавиту, а не по рангу, разнообразил и наполнял смыслом мизансцену: «Я поставил себе задачу уничтожить непременное топтание действующих лиц на переднем плане у суфлерской будки».
Хотя датой образования Ростовского академического театра драмы принято считать 23 июня 1863 года, когда состоялось первое представление стационарной драматической труппы, первым режиссером признан именно Николай Синельников, приехавший сюда в 1884 г., а первой постановкой – «Ревизор» Гоголя со знаменитым Щепкиным в главной роли. Спустя 3 года на Московской улице в Ростове в одном из лучших книжных магазинов Синельников купил экземпляр пьесы, которая понравилась ему своим названием. Так в 1887 г. в городе состоялась премьера этого произведения, трактовками которого занимаются режиссеры и поныне. Да, да, Николай Николаевич стал первым в России постановщиком чеховского «Дяди Вани». Там же он продолжает проводить в жизнь свои реформаторские принципы. Здесь идут «Макбет», «Отелло» и «Гамлет» Шекспира, «Марион Делорм» В. Гюго (впервые в провинции была использована объемная декорация).

Прекрасно задуманная, с блеском и успехом осуществленная, антреприза в Новочеркасске и Ростове-на-Дону все же оказалась материально несостоятельной. Чтобы рассчитаться, Синельников вынужден был подписать десятилетний контракт (1900-1909) с Ф.А. Коршем, взявшись руководить художественной стороной его московского театра,
и из захудалого («В Богословский переулок никто плюнуть не заходит», – признавался сам Корш) превратил его на десятилетие в один их самых популярных театров Москвы. Синельников приводит в труппу Коршевского театра Л.М. Леонидова, А.А. Остужева, М.М. Блюменталь-Тамарину, Н.М. Радина и др., ставит здесь спектакли «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1900), «Буря» Шекспира (1901), «Дети Ванюшина» С.А. Найденова (1901), «Каменотесы» Зудермана (1905), «Лес» А.Н. Островского, «Коварство и любовь» Фр. Шиллера, «Веер леди Уиндермир» О. Уайлда, «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда (все в 1907 г.) и др.

Однако деляческие тенденции Ф.А. Корша (обязательные еженедельные премьеры, экономия на оформлении спектаклей и т.д.) заставили Синельникова в 1909 г., после окончания контракта, уйти из театра. Отвергнув предложение А.И. Южина перейти на службу в Малый театр и В.А. Теляковского – в Александринский, Николай Николаевич возвращается в Харьков, где намеревается возглавить антрепризу. Пока ремонтируется здание харьковского театра, Синельников ставит в одесской антрепризе М.Ф. Багрова спектакли по произведениям Х. Ибсена, Б. Шоу, А.Н. Островского (последний оформлен по эскизам В.М. Васнецова, с музыкой П.И.Чайковского).

За десять лет работы у Корша Синельников создал вокруг себя команду высококвалифицированного технического персонала, большая часть которого перебирается вместе с ним в Харьков. Харьковский театр под его руководством быстро становится одним из центров театральной провинции. Николай Николаевич был подлинным реформатором провинциальной сцены. В руководимых им театрах он устанавливал длительный репетиционный период, создавал творческую атмосферу на репетициях, привлекал хороших актёров, заботился о культуре спектакля.
Выдающийся режиссёр-педагог, Синельников бережно воспитывал талантливую молодёжь. Его деятельность была основана на принципах, близких к творческой программе Московского Художественного театра. Считая театр действенным орудием просвещения и воспитания народа, Синельников постоянно пропагандировал передовой современный ему и классический репертуар, ввёл систему зрительских абонементов, спектакли по удешевлённым ценам для демократической публики и учащейся молодёжи. Он отменил антрактовую музыку, выходы актёров на аплодисменты во время действия и т.п.
В 1919 году в оркестр Харьковского русского драматического театра пришел 19-летний скрипач. Николай Николаевич приглядывался к нему некоторое время, а затем предложил написать музыку к одному из спектаклей. Дебют молодого композитора был удачен, и началось его восхождение к вершинам музыкальной славы. Таким удивительным образом произошло «творческое благословение»… Исаака Дунаевского.

В 1923 г. семнадцатилетняя девушка переступила порог театра Николая Синельникова, знаменитого далеко за пределами Харькова (в ту пору украинской столицы). В качестве «представительского» номера Клавдюша выбрала «Распрягайте, хлопцы, коней». Далее последовали жестокий романс «Шелковый шнурок», пользовавшийся шумным успехом на родной Москалевке, русская народная «По старой калужской дороге» и «Эти платочки» из репертуара эмигрировавшей с белогвардейцами звезды Изы Кремер.

«Да-с, репертуар», – усмехнулся Синельников, прославившийся задолго до Клавиного рождения и ставший учителем многие звезды тогдашней российской сцены. Но на следующий день Клаву зачислили в массовку. Внимательный к дебютантам Синельников быстро понял, что пение – Клавин конек и специально для нее вставлял в спектакли музыкальные номера. Он же устроил ее к своему приятелю – профессору консерватории, который не только занялся с Клавой вокалом, но и помог избавиться от «гэкающего» харьковского говорка. Фамилию девочки Клавы через 20 лет будет с восторгом произносить вся страна… Шульженко.
Мало кто сейчас знает об этом, но в 1926 г. от внимательного взгляда Николая Синельникова не ускользнул 15-летний театральный статист. Именно он сказал мечтающему о театре юноше из бедной еврейской семьи, что «наличие индивидуальных актерских данных должно быть помножено на кропотливый, упорный труд». Эти слова придали молодому человеку столько уверенности и надежд, что уже в 1928 году он оказался в Москве. Мальчика звали… Марк Бернес.

В его труппе играют С.Л. Кузнецов, М.М. Тарханов, И.Н. Певцов, Е.И. Тиме, Е.А. Полевицкая, А.Э. Блюменталь-Тамарин, Е.М. Шатрова. В репертуаре пьесы Шекспира, П. Бомарше, Шиллера, Ибсена, Г. Гауптмана, Н.В. Гоголя, Островского; не избегал Синельников и влияния моды, ставил М.П. Арцыбашева, Л.Н. Урванцова, С. Пшибышевского.
Известна история, когда уже к весьма старому гениальному режиссеру
обратился за материальной помощью один пожилой актер, находящийся в бедственном положении. Николай Николаевич, выслушав его просьбу, подумал и сообщил: «Нет, я денег Вам не дам». Потом, после непродолжительной паузы добавил: «Мы устроим Ваш бенефис». Артист сник, с упреком посмотрел на Синельникова и сказал: «Как Вы можете смеяться надо мной! Кто же придет на «бенефис» провинциального артиста, о котором уже 20 лет никто ничего не знает!» Через две недели весь Харьков был обклеен афишами: «Творческий бенефис бывшего артиста Императорских театров такого-то. В программе – спектакль «Вишневый сад». В роли Фирса – народный артист Республики Н.Н. Синельников». На бенефисе был весь Харьков. Люди сидели на полу в проходах. Весь сбор поступил нуждающемуся актёру.

Это было первое появление Николая Николаевича на сцене почти за 40 лет. Первое и… последнее.
Николай Николаевич Синельников умер в Харькове в 1939 г.